Мотобуксировщики или «мотособаки» – нужная техника для ценителей охоты и рыбалки. Зачастую до водоема или домика в лесу добраться на автомобиле бывает трудно, так как он из-за своего веса может не справиться с преодолением снежных и болотистых преград. Мотособаки помогут любителям приключений добраться до места назначения и привезти тяжелую поклажу. Они получили интересное название за схожесть с собачьими упряжками, где сила животных заменена модулем движения. Машина потребляет минимум бензина, и работает в самых неблагоприятных погодных условиях. Предлагаем рассмотреть критерии выбора агрегата и рейтинг мотобуксировщиков с обзором их технических характеристик.
Содержание:
Основные критерии выбора техники
Определиться с моделью буксировщика непросто, так как в специализированных магазинах представлен широкий модельный ряд данных устройств.
При выборе следует обратить внимание на такие критерии:
- Мощность двигателя. От данного критерия зависит развиваемая скорость и способность к подъему грузов. Чаще других производятся одноцилиндровые модели с 4-я тактами. Оптимальная мощность двигателя составляет 15 л.с.(лошадиных сил). Отметим, большая мощность предполагает увеличение затрат топлива.
- Грузоподъемность. Некоторые модели оснащены багажником для удобной транспортировки инструментов, канистр с бензином и прочей клади. Кроме того, к устройствам могут крепиться сани-волокуши, способные выдержать нагрузку 150-500 кг.
- Вид трансмиссии. Она бывает автоматической и вариаторной. Автоматическая обеспечит мощное тягловое усилие, но остается ненадежной из-за множества деталей в сборке. Вариаторная стоит дороже, но и срок службы у такой трансмиссии выше.
- Шасси и гусеницы. Это один из главных критериев выбора, так как вид определяет покрытие дороги. Для заснеженных равнин выбирают модели с большими зацепами, которые не подходят для твердого типа покрытия. Наиболее удачные модели предполагают возможность смены колес на лыжи.
- Рама. Это главный элемент силы. При выборе первым делом следует обратить внимание на толщину листа стали и каркасного профиля. Важно, чтобы этот параметр был более 3 мм. Мощная рама обеспечивает мягкий прием нагрузок при ударах, и не допускает деформации каркаса.
- Объемы топливного бака. Габариты топливного бака должны соответствовать аппетитам аппарата. Нормальное время постоянной работы машины – 2 часа и более на 1 заправке. Этот параметр следует выяснить заранее и учитывать при поездках, так как возить с собой полные канистры топлива не всегда представляется возможным.
Лучшие модели на центробежном сцеплении
Представляем лучшие мотособаки с детальным описанием характеристик, учетом плюсов и минусов каждой модели. Данный рейтинг мотобуксировщиков составлен на основе отзывов опытных любителей охоты и рыбалки.
Малек 6.5 БТС
Модель марки «Малек» полностью соответствует своему названию: в сложенном виде он предельно невелик, и в готовом к работе состоянии также компактен. По конструкции «Малек» довольно прост: к мотору с центробежным сцеплением и встроенным редуктором Lifan (6.5 л.с) прикреплен еще один редуктор, который приводит гусеницы в движение. Оснащен Малек фарой на светодиодах и электростартером. Простота конструкции – является плюсом, ведь ломаться в нем почти нечему. При поломке устройство разбирается легче велосипеда. При этом грузоподъемность составляет 100 кг, и еще 25 кг на платформе.
Плюсы:
- элементарность обслуживания, максимум, что требуется – замена масла;
- качественный и долговечный мотор Lifan.
Минусы:
- неудобное расположение сливной пробки;
- передвигается только по неглубокому снежному покрову или укатанным тропкам.
Койра мини 65
В комплекте тот же двигатель Lifan и 6.5 л.с. силы. Элементы полностью отрабатывают вложенные в покупку деньги. Устройство оснащено парой гусениц на 240 мм, и тянуть сани-волокуши по 150 кг каждая. На тяговые возможности указывает величина ведомой звездочки редуктора, ведущей на гусеницы. Основная особенность – подвеска гусениц. В этой модели есть полноценные колеса, а не пластиковые катки. Койры 65 мини – настоящий вездеходный буксировщик, с помощью которого можно как отправиться на зимнюю рыбалку, так и в лес за ягодами, однако за удобство придется немало заплатить.
Преимущества:
- аппарат полностью внесезонен;
- максимальная скорость – 45 км/ч;
- способен подниматься на гору 35 градусов наклона;
- широкий просвет дороги, что позволяет преодолевать большие помехи на дороге;
- небольшой размер, при этом с хорошей грузоподъемностью.
Минусы:
- высокая стоимость;
- недолговечность задних брызговиков.
Альбатрос М
Это самый компактный буксировщик мото, который облегчился за счет отказа от платформы для грузов и окружающих ее бугелей. Вес устройства в собранном состоянии – 50 кг. Он разработан для одиночных поездок без дополнительного утяжеления. Если Альбатрос комплектуется лыжным рулем, то может выступать в виде мототолкача. Мотор 6.5 л.с. Lifan служит исправно, но эту модель специалисты советуют расценивать как развлекательную.
Плюсы:
- компактность – мотобуксировщик с легкостью влезет в багажник автомобиля;
- вариация применения в виде мототягача и мототолкача;
- удобство использования для поездки в одиночку на рыбалку, в лес.
Минусы:
- ограничения грузоподъемности;
- умеренность проходимости.
Модели на вариаторе
Вариаторные буксировщики считаются самыми качественными.
Мухтар 15
Мухтар – пример официальной сборки завода «Ирбис». Большой плюс – это гарантия от производителя и наличие компании-изготовителя рядом. В основе модели лежит мотор Zongshen на 15 л.с., оснащенный вариатором «Сафари» и электростартером. В результате выходит как для охоты, так и для рыбалки. Мухтар – настоящий конструктор, который в комплектации имеется катковая подвеска, на которую устанавливается гусеница, а также склизовая и комбинированная. В списке дополнений фигурирует лыжный модуль, который с легкостью превращает «Мухтара» в снегоход. Кроме того, на данный лыжный модуль можно устанавливать колеса, и успешно пользоваться «Мухатором» в весенне-летний период. Любители гонок на квадроциклах отмечают о большой генерации адреналина и о смещении центра тяжести на поворотах. Мухтар оборудован гидравлическим тормозом и самоочищающейся от снега звездочкой. Суппорт взят с питбайков, также изготовленных на «Ирисе».
Преимущества:
- полная адаптация к использованию во все сезоны года;
- мощная тяговая способность;
- экономный расход топлива.
Минусы:
- нет реверса;
- тонкий металл для рамы, который периодически придется подваривать.
Барс Следопыт DS
«Барс» производится на высоком уровне, и каждый желающий может выбрать объем двигателя, и подобрать опции, соизмеримые с кошельком.
В базовый комплект «Барса» входит китайский двигатель с 9 л.с., а в «максимальном» комплекте установлена «Хонда» с 15 л.с. Все устройства оснащены вариаторами «Сафари», и по желанию в мотор может быть поставлен электростартер. Также по выбору может быть установлена подвеска для гусеницы катки или склизы. Гусеницы шириной 500 мм, и имеют серьезные зацепы для снега. Данная функция обеспечивает хорошую проходимость устройству даже при малых мощностях двигателя.
Главные преимущества:
- возможность подбора моторов;
- хорошая проходимость;
- низкое потребление топлива;
- руль складного типа;
- бампер из металла;
- низкая вибрация руля;
- высокая скорость на любом типе поверхности.
Минусы:
- неудобная компоновка;
- необходимость частой смены ремней вариатора;
- подвеска не видоизменяется между собой.
Юкон 500-17
Производитель находится в Ярославской области, г. Рыбинске. Особенности местности (близость Рыбинского водохранилища) привело к тому, что организовать создание мотособак тут были обязаны. Устройство 500/17 – самый мощный мотобуксировщик, находящийся на отечественном рынке. В состав входит мотор Лифан с 17 л.с. Рабочий объем двигателя 450 см, и он оснащен вариатором от «Бурана», который производится в том же месте. Высокотягловый тяжелый буксировщик с гусеницей 500/2828 мм.
Преимущества:
- двигатель с большим запасом крутящего элемента;
- схожесть с высокомощным «Бураном».
Недостатки:
- лимитированная продажа.
Норка 500 F
Удачное сочетание 9-сильного мотора Zongshen и 500 мм гусениц. В состав входит вариатор «Сафари» от легендарного «Бурана». Груз на волокуше не затруднит прохождение даже самого глубокого снега. Норма может тянуть вес нескольких человек с дополнительным грузом в сцепке общей массой до 700 кг. Специальный кожух защищает вариатор от попадания снега, и оборудован карманами «быстрого доступа», которые позволяют осуществлять мелкий ремонт агрегата без съема кожуха. Средняя цена и отличные показатели делают Норму популярной среди любителей зимних путешествий. Если предусматриваются поездки по снежно-водной каше, есть возможность установить склизовую подвеску.
Плюсы:
- хорошая проходимость;
- тяговый мотор;
- средняя цена;
- возможность отремонтировать мотобуксировщик своими руками;
- смещенный вперед центр тяжести, который не дает нагруженному устройству зарываться «носом».
Из минусов:
- небольшая маневренность из-за большого веса;
- мягкий кожух не обеспечивает должной защиты ремню вариатора.
Самодельный мотобуксировщик
Чтобы изготовить мотобуксировщик своими руками, потребуется карбюраторный двигатель от бензопилы или мотоцикла. Как движитель используются гусеницы.
Необходимо знать, что мотособаки относятся к устройствам малой механизации, не требуют регистрации в ГИБДД и прав на управление. Помимо этого, на агрегате запрещено передвигаться дорогами общего пользования.
Схема примерных действий:
- Первым делом, чтобы созданный мотобуксировщик своими руками работал четко, необходимо выбрать качественный двигатель с достаточным числом тактов. Оптимальна 2-тактная разновидность, которая больше и тяжелее, чем 4-тактная.
- Элементы управления. Оптимальное решение – установка руля со встроенными органами управления. Для удобства с б/у техники следует снять ручки сцепления и газа.
- Для сборки ходовой части подготовьте опорные подшипники, и выточите под них втулки.
- Сварите раму в качестве опорной конструкции из труб разного диаметра. Придать трубе нужную форму поможет песок. Наберите трубку песком, и заткните с обеих сторон деревянными выточенными пробками. Зажмите заготовку в тесках, и гните, нагревая паяльной лампой.
- Далее присоедините гусеницу под рамой.
- Выберите вариатор, и переходите к сборке. Сварочными прихватами соедините трубки-элементы. После исправления дефектов сваркой накрепко соединяются части основы.
- Из листового металла изготавливаются держатели для мотора также методом сварки. Уже на держатели устанавливается двигатель к каркасу.
- Максимальная скорость самодельной машины напрямую зависит от исходного двигателя и вариатора.
Полезно знать
Рассмотрев рейтинг мотобуксировщиков, можно перейти к изучению правил эксплуатации.
Смазка и масло, продающиеся с мотособаками, применяются только до температуры до -20 градусов. Если температура близка к пределу, нужно провести некоторые манипуляции.
Схема действий:
- в отверстие стартера впрысните технический аэрозоль;
- оставьте устройство в работе на холостом ходу 20 минут;
- далее 10 минут удерживайте газовый курок, оставаясь на месте.
После обкатки машины с расходом 2-х бензиновых баков, следует заменить машинное масло.
При температуре от -17 и ниже, для постоянного использования мотобуксировщика, необходимо осуществить следующие манипуляции.
Действия:
- Замените в стартере двигателя смазку на ту, которая разработана для применения на низких температурах.
- Замените в двигателе и редукторе масло, влейте его в отверстие троса, и слегка проработайте его для лучшего пропитывания.
Рассмотрев рейтинг мотобуксировщиков и список критериев, можно подобрать модель в зависимости от финансовых возможностей и цели приобретения.
Видео
Из предложенного видео можно узнать о самых мощных мотобуксировщиках для льда и болотистой местности.